Логотип

Патронажная помощь и где её найти?

Фактический объем патронажных услуг по уходу за тяжелобольными людьми в домашних условиях, которые можно получить от государства, разнится по регионам.

Полчаса в месяц или 12-14 визитов в год

Москва, с ее огромным объемом финансирования социальной сферы, должна быть в первых рядах. Какой объем помощи готовы оказать патронажные специалисты в столице?

Как сообщили корреспонденту в Департаменте здравоохранения Москвы, «посещения пациентов в рамках проекта «Организация оказания плановой медицинской помощи патронажным группам населения на дому» начались с апреля 2017 года.

Такая помощь оказывается пациентам старше 18 лет с ограничением (отсутствием) способности к самостоятельному передвижению и/или самообслуживанию, которые вызваны заболеваниями, последствиями травм или дефектами, нуждающимся в оказании первичной медико-санитарной помощи (за исключением пациентов, которым требуется оказание паллиативной помощи)».

При этом вызвать врача к пациенту для получения им первичной медицинской помощи может очень широкий круг лиц. «Информация о пациенте, нуждающемся в оказании первичной медико-санитарной помощи на дому, может быть передана в поликлинику при самостоятельном обращении пациента в кол-центр отделения медицинской помощи на дому (см. номер телефона на официальном сайте медорганизации) или при личном обращении его доверенных лиц в медицинскую организацию или в кол-центр, от медицинского персонала, сотрудников социальных служб, представителей общественных организаций», — сказано в ответе Департамента. Обратите внимание, речь идёт о первичной помощи, просто о вызове врача на дом; это ещё не патронаж.

Как попасть в реестр патронажной службы?

Решение — включать пациента в реестр патронажной службы или нет — должно быть принято врачебной комиссией:

«Перед включением пациента в реестр патронажной службы врач выезжает к нему на дом и оценивает его состояние здоровья в соответствии с критериями. На основании результатов осмотра врачебной комиссией принимается решение о включении пациента в реестр патронажной службы».

Критерии для включения в реестр в ответе Департамента сводятся к двум:

  • пациенту должно быть больше 18 лет
  • он не может сам добраться в поликлинику для получения медицинской помощи

Также для оценки состояния пациента используется шкала Лаутона и индекс Бартела. Департамент не уточнил, какие именно значения считаются основанием для прикрепления к патронажной службе, вероятно, это информация для специалистов.

После составления индивидуального плана врач, выполняющий функции участкового терапевта, проводит обследования пациента, назначает лечение, выписывает лекарства. А чтобы сделать инъекцию, взять материал на анализы или выполнить перевязку, на дом приходит медицинская сестра. Кроме того, она может обучить родственников правилам ухода за лежачим пациентом. Время своих визитов патронажная сестра согласовывает по телефону.

Периодичность оказания патронажной помощи

На официальном сайте мэра Москвы указано, что «в среднем врач посещает пациента 8 раз в год, медсестра — 12–14 раз. Посещение врача патронажной службы в среднем длится 40 минут, визит медсестры — около получаса». Медсестра приходит, грубо говоря, раз в месяц. Получается, что патронаж работает по формуле: «Мы вам один раз покажем, а дальше вы будете делать всё сами».

В числе задач службы действительно есть пункт «обучение родственников правилам ухода за патронажными членами семьи (выполнение назначений и рекомендаций врача, обработка пролежней, особенности ухода за пациентом)». Так что служба вспомогательная, она не закроет всех потребностей, и для полноценного ухода все равно потребуются другие люди — грамотная сиделка или сами родственники.

К середине 2018 года на учёте в службе состояло более 50 тысяч пациентов. На конец 2018 года, согласно ответу Департамента, количество пациентов патронажной службы составляло уже 65 тысяч человек. Летом прошлого года такую помощь получали более 70 тысяч. 

Куда ещё бежать: ЦСО, НКО, православные сестричества

Ещё некоторый объём околомедицинских услуг (смена абсорбирующего белья, стрижка ногтей, нанесение «йодовой сетки», закапывание капель в глаза и пр.) можно получить платно через Центры социального обслуживания (ЦСО). Цены здесь ниже рыночных (например, втирание мази в коленные суставы в Московской области обойдется в 28 рублей), однако список конкретных услуг в каждом ЦСО свой — в зависимости от того, какой персонал есть. Так, в Мытищах такие услуги будут, а в Шолоховском районе Ростовской области — нет.

А вот в Оренбурге, например, хотя никаких громких социальных экспериментов последние годы не проводили, просто сохранились остатки советской системы поликлинических участков.

Тамара Смолей: «В штатном расписании поликлиник прописаны «сёстры участковые», в обязанности которых входит «патронаж маломобильных групп пациентов с определённой периодичностью». Но укомплектованность поликлиник участковыми сёстрами в лучшем случае 50%, поэтому периодичность такого обслуживания страдает.

В Оренбурге ставки участковых сестёр заполнены зачастую только на участках с многоэтажной застройкой. Плотность населения там выше и обслуживать его легче, чем километры частного сектора, где иногда нет дорог, собачьи стаи да и люди бывают опаснее животных».

А вот через ЦСО получить медицинские услуги в Оренбурге проблемно.

Тамара Смолей: «В списке дополнительных услуг ЦСО патронажный уход есть, но его особо не рекламируют, потому что оказывать такие услуги, по сути, некому.

На моей памяти на курсы младших медицинских сестёр к нам в колледж однажды пришла одна-единственная сотрудница ЦСО. Но пришла она по своей инициативе, потому что выполнять работу, о сути которой не имела представления, она не считала для себя возможным».

А вот в подмосковной Черноголовке, например, успешно работает молодой проект «Забота по соседству» — сотрудничающее с муниципальным округом НКО. 

В общем, список организаций, которые занимаются патронажной помощью, будет очень пёстрым и сильно зависящим от региона: это и государственная медицина, и коммерческие службы, и НКО, и православные сестричества.

Ольга Егорова: «Патронажная служба Свято-Димитриевского сестричества в Москве появилась в 1992 году. Не было ни объявлений, никакой рекламы, но нам тут же стали звонить люди — родственники или сами пациенты — как сейчас говорят, «узники квартир». Таких людей в Москве очень много, просто о них не знают иногда даже соседи.

Почти одновременно с патронажной службой мы организовали курсы патронажных сестёр. Это большая программа обучения на восемь месяцев. Учили, прежде всего, правильному комплексному медицинскому уходу за лежачими. Это целая наука.

Основная проблема развития патронажной службы такого типа сейчас  в том, что это дорогой вид помощи. Сёстры — это квалифицированные работники, их работу нужно оплачивать. В Москве это делает служба «Милосердие», деньги которой дают жертвователи. В провинции такой объём средств собрать просто нереально.

В России есть порядка трёхсот сестричеств, подобных нашей службе, я много раз выезжала на семинары по обучению сестёр в разные города. Существенное отличие: почти везде в регионах сёстры работают как волонтёры. Они работают на дому и в больницах, но это значит, что медицинской занятости волонтёр может посвятить только несколько часов в неделю, помимо основной работы».

Подготовлено по материалам портала «Про Паллиатив»